Hosted by uCoz
Клуб "Тамбовская вышивка"

 

Главная страница
История клуба
Акции клуба
Клуб в лицах
Галерея работ
Встречи клуба
Мастер-классы
Стихи и проза
Магазины
Конкурсы
ЧаВо
Форум
Гостевая книга
 


Купить в Лабиринте

 

28 июня 2009 года проведен Мастер-класс по заделке края в марийской вышивке. Мастер-класс проводила Дронова Т.В.

На марийской земле вышивка была самым распространенным видом женского творчества, она поражает разнообразием форм, изобретательностью и фантазией исполнительниц. Наиболее ранние образцы марийской вышивки датируются концом 18 – началом 19 века, но в силу устойчивости традиций носят явные признаки искусства предшествующих эпох.
Вышивать умела каждая женщина, по вышивке судили об её способностях. Традиционная вышивка выполнялась без предварительного рисунка по счету нитей холста.
Вышивание требовало большого мастерства. Узор необходимо было расположить на определенной поверхности таким образом, чтобы не нарушить законы симметрии.
В качестве основы для вышивки использовали конопляные холсты разных сортов. Горные марийцы вышивали по холсту из тонкой белой пряжи, а восточные – по пестряди. В зависимости от качества холста менялся характер вышивки: на толстом холсте вышивка была крупной, на тонком - мелкой.
Вышивали в основном шерстью и шелком. Для окрашивания нитей пользовались растительными красителями. В наиболее старых образцах преобладают темные тона – черный, синий, темено-красный, коричневый. С середины 19 века основным цветом становится красный. Черными или темно-синими нитками выполнялись контуры рисунка, а основной узор вышивался красным цветом с небольшими вклаплениям зеленого и желтого. С конца 19 века традиционная гамма марийской вышивки изменяется в связи с распространением анилиновых красителей. В дополение к красному с черным появляются яркие розовые, оранжевые. Голубые, фиолетовые, сирене-вые цвета.
В марийской вышивке встречаются три типа орнамента: геометрический, растительный и животный (зооморфный). Композиция и принцип размещения орнамента были подчинены форме, размерам и назначению украшаемого предмета. По краю предметов узоры располагались бордюром, на головных уборах почти сплошь закрывали поверхность холста. Вышивкой украшались мужские и женские рубахи, кафтаны шовыр, головные уборы, свадебные платки, покрывала, подвески, скатерти. Представляем Вашему вниманию часть традиционных стежков марийской вышивки преднызначенных для заделки края изделия.
1. Зашить несколько рядов косой стежкой.
2. Из точки 1 делают стежок с наклоном вправо вниз в т.2 и выводят иглу через 2-3 нити в т.3.
3. Из т.3 делают стежок с наклоном влево в т.4.
4. На изнанке прокладывают диагональный стежок вправо и на расстоянии 2-3 нитей от т.1 вкалывают иглу в т.5. Последующие стежки выполняются так же.
Шов рекомендуется делать плотным. В нижней части шва образуется жгутик в виде веревочки, по этому жгутику сгибается ткань и подшивается с изнанки.

Схема марийской вышивки для заделки края. Это реализация схемы на канве.

Косая стежка
Используется для орнаментов и заполнения фона в тамбовской, марийской, мордовской, чувашской народной вышивке.
1. Косая стежка выполняется по счету нитей стежками, идущими в косом направлении. Делается это так: закрепив нитку, делают прокол с изнанки на лицевую сторону. Чтобы сделать 1 косой стежок, отсчитывают 4 нити вправо и 2 нити вверх, делают на изнанке горизонтальный стежок справа налево. Величина стежки равна половине косого стежка. Второй косой стежок делается на 2 нити выше первого, третий - на две нити выше второго. Движение стежков идет все время вверх направо. Получается по одному стежку в каждом ряду.
2. Чтобы вышить по второму стежку, последний стежок на изнанке делают движением слева направо, а косой стежок направляют вниз справа налево, делая проколы в места проколов предыдущего ряда стежков. На изнанке получается непрерывная горизонтальная линия, напоминаюшая шов машинной строчки, а на лицевой стороне образуется плотно зашитая поверхность с направлением стежков в одну сторону.
Шов можно выполнять в трех направлениях: по вертикали (схема «а), по горизонтали (схема «б»), и диагонали (схема «в»).
В зависимости от рисунка направление стежков можно изменить, делая крестообраз-ный поворот.
Соотношение нитей 1:2, т.е. по горизонтали 2 нити, по вертикали 4 нити или 3 нити к 6 нитям, 4 нити к 8 нитям и т.д.

Схема вышивки косого стежка. Это реализация схемы на канве.

Вышейте изделия с элементами марийской вышивки и мы разместим Ваши работы на нашем сайте.