Hosted by uCoz
Клуб "Тамбовская вышивка"

 

Главная страница
История клуба
Акции клуба
Клуб в лицах
Галерея работ
Встречи клуба
Мастер-классы
Стихи и проза
Магазины
Конкурсы
ЧаВо
Гостевая книга
  Клуб "Тамбовская вышивка" образовался 11 мая 2008 года. В доме культуры "Знамя труда" города Тамбова представилась возможность делать встречи рукодельниц теплыми и доброжелательными. Но не только в доме культуры можно организовать встречу. Вот еще фрагменты наших встреч:

Встреча клуба (16.07.10) «Посещение Дивногорского монастыря».
Сразу при выходе из электрички мы оказались в природном, архитектурно-археологическом музее-заповеднике «Дивногорье».

Это действительно уникальное место. Миллионы лет назад здесь было море, и в его глубинах образовывались меловые отложения из останков реликтовой жизни. Море ушло, и его место занял ледник, который оставил после себя уникальный рельеф и разнообразные ландшафты. Практически непрерывной полосой тянутся вдоль крутых склонов реки Дон и неторопливой речушки с лирическим названием Тихая Сосна, - меловые отложения.
Порой в небо вонзаются меловые столбы-Дивы самых разных, порой весьма причудливых форм, напоминающие сказочных животных, а по крутым речным склонам загадочно зияют темные входы рукотворных пещер. Много веков назад , человек впервые поселился в этих краях и назвал это место « дивными горами» - «Дивногорьем».
Хотя документально Дивногорский монастырь известен с XVII века, существует версия о существовании здесь обители в более раннее время. Аргументами для такого предположения служат, во-первых, пещерные стасидии — крупные ниши с полукруглым верхом, которыми почти до пола прорезаны стены в длинном коридоре, огибающем пещерный храм с трех сторон (такие ниши — стасидии характерны для некоторых древних монастырей и связаны с обычаем афонских монахов хоронить в них умерших). Во-вторых, обращают на себя внимание граффити на стенах подземелий, напоминающие изображения в римских катакомбах первых веков христианства.
Кроме того, достаточно интересны упоминания о Дивногорье в средневековых русских манускриптах. Первое упоминание о Дивногорье встречается в описании путешествия митрополита Пимена в Царьград в 1389 году: «Приплывахом к Тихой Сосне и видехом столпы камены белы, давно же красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светлы зело, над рекою над Сосною». В XVI веке при Иване Грозном сказание о хождении в Царьград было включено в состав Лицевого летописного свода и проиллюстрировано: на одном из рисунков были изображены Малые Дивы с пятью столбами, причём каждый из столбов изображён с дверями, а на одном из них расположен киот для иконы.
Однако, даже если предположить древнее происхождение монастыря, существование здесь действующей обители в XIV-XVI веках сомнительно: с конца XIV века до середины XVII века район среднего Дона был местом постоянного противостояния Русского государства и татар. Церковное предание называет основателями монастыря греческих схимонахов Ксенофонта и Иоасафа, выходцев из Сицилии, которые, вследствие гонений со стороны католиков, искали себе убежища в русских землях. По легенде, монахи принесли с собой икону Божией Матери и обустроили пещеры.
С 1653 года ведёт своё начало Дивногорский монастырь. Вместе с казацким полком бежали из Приднепровья и монахи, испытывавшие преследования от поляков-католиков. Вот эти иноки и стали основателями Дивногорского монастыря. Во главе их стоял игумен Гурий. «В 161 (то есть 1653) году,- писал он царю Алексею Михайловичу, построили они в Дивных горах монастырь и церкви поставили кельи и ограду около монастыря учинили своими трудами».
Монахами были устроены две церкви: во имя Успения Пречистой Богородицы « выбита в камени в столбе у горы, а на берегу реки Дона — церковь великого чудотворца Николы». Всего в новой пустыни было 15 монахов и бельцы. В пещерных кельях, пропитанных известью жить было трудно, поэтому монахи срезали часть горы и на новом месте выстроили кельи, а вокруг монастыря установили ограду. Основатели обители своим трудом создали первый пещерный монастырь в пределах Дона.
Предположительно монахам помогали казаки, поселившиеся в городе Острогожске и его окрестностях, но, вероятно, эта помощь была недостаточной. Поэтому основатель монастыря игумен Гурий и его преемник Андроник неоднократно обращались с просьбами о материальной помощи к Московскому правительству. Монастырю было пожаловано небольшое денежное жалованье, мельница и покос.
Летом и осенью 1670 года возле стен монастыря разворачивались события крестьянской войны под предводительством Степана Разина. 26 сентября возле стен монастыря состоялось решающее сражение между силами разинцев и царскими войсками. Повстанцы потерпели поражение, которое вынудило их уйти с Дона. К разинцам примкнул вкладчик монастыря — острогожский полковник И. Дзиньковский.
В Дивах осталось 10 человек во главе с игуменом Тихоном. Постоянная опасность то от татар, то от «воровских людей» заставляла братию запасаться средствами обороны: на монастырской колокольне, рядом с тремя небольшими колоколами, были установлены две железные и одна медная пушки, турецкая штурмовщина. В случае опасности монахи укрывались в пещерах, имевших несколько выходов.
Невзирая на опасности, иноки во главе с игуменом Тихоном восстанавливали разрушенное. В 1673 году царь Алексей Михайлович пожаловал монахам Дивногорского монастыря право безоброчно построить мельницу на реке Потудани, в 1686 году обитель получает без перекупки оброчную вотчину Богучарский Яр с речкой Толучеевкой, ведет торговлю солью с Царицыным. Кроме того, вдова полковника Петра Булоротова — Анна — отдала на помин души мужа мельницу на реке Мерине у Острогожска.
С 1686 года настоятель Дивногорского монастыря становится архимандритом. К этому времени обитель была не только крупным хозяйственным организмом, но и центром духовного просвещения, борьбы с расколом. В 1684 году инок монастыря Герман отправился в центр раскола -город Черкасск, проповедовал там два года и после испытанных там притеснений вернулся в свою обитель.
В монастыре существовала хорошая библиотека, монастырь привлекал к себе людей как крупный духовный и хозяйственный центр. В 1692 году было разрешено селиться на монастырских землях вольным бобылям. Устремившийся сюда поток украинских поселенцев положил начало расположенной в двух километрах от обители слободе Селявной и привел к сложению специфической ситуации в этом районе, когда, сохраняя свой язык и свои традиции, рядом жили русские и украинцы. Эта ситуация сохраняется и поныне.
Опираясь на труд этих поселенцев, в 1693 году монахи расширили прежнюю малую пещерную церковь в Малых дивах, заброшенную с 1658 года, и освятили её алтарь во имя Иоанна Предтечи.
Петр Первый гостил в обители в мае 1699 года. К приезду Петра число братии было увеличено до 40 человек, так как царь считал монашество праздным сословием и боролся за закрытие малобратственных монастырей. Вице — адмирал Корнелий Крюйс описывает это так: «Сии люди живут зело благоговейно и не едят ничего кроме рыбы. Его величество изволил со всеми имеющимися господами так кушать; в которое время немалая пушечная пальба с кораблей была. Но каждый раз монахи удалялись и затыкали руками свои уши».
В административном отношении Дивногорский монастырь первоначально входил в Патриаршую область. С открытием Белоградской епархии в 1666 году, монастырь, как и весь Острогожский уезд, вошёл в состав этой новой епархии. С наибольшей вероятностью можно сказать, что удаленный от епархиального управления, Дивногорский монастырь жил почти самостоятельно. В 1699 году была открыта Воронежская епархия, Дивногорский монастырь был приписан к епархии св. Митрофана, первого епископа Воронежского. При нём Дивногорский монастырь достиг своего наивысшего экономического подъема. Монастырь получил 900 четей пашенной земли, но к 1714 года благосостояние монастыря падает. В 1714 году здесь проживало 12 иноков. Несмотря на ослабление обители, Дивногорский монастырь оставался крупным духовным центром на Дону. В монастыре строятся каменные храмы Успения Богородицы и Владимирской иконы Божией Матери. В 1742—1745 годах на монастырском подворье в Острогожске действует семинария.
Между тем в 2-й половине XVIII в. произошли крупные изменения в положении русских монастырей. Екатерина II лишила монастырей земельных владений, крепостных крестьян, но Дивногорский монастырь был оставлен на своем содержании, так как был причислен к монастырям малороссийским. Но в 1786 (по другим данным — в 1788) Дивногорский монастырь был все же лишен своей вотчины и последовало его закрытие. Братия монастыря, состоявшая из 7 человек, была переведена в другие монастыри Воронежской епархии, а архимандрит Иов назначен настоятелем Коротоякского Вознесенского монастыря.
И только в январе 1828 года последовал указ о перенесении Коротоякской обители на новое место в Дивногорский Успенский монастырь. После сорокалетнего запустения обитель восстанавливается, и начинается бурная строительная деятельность, в результате которой был создан оригинальный архитектурный комплекс, включающий в себя пещерные сооружения и наземные постройки второй половины XVIII — первой половины XIX вв.
В 1831 году в Коротояке, как и по всей России бушевала эпидемия холеры. На одном из меловых столбов Больших Див, по откровению Богоматери одной благочестивой женщине, была обретена Чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Екатерина Илларионовна Коломенская жила в г. Коротояк. Ей во сне явилась Царица Небесная и повелела взять Её икону из Дивногорского монастыря и помолиться перед ней. «Если не возьмете иконы, то все помрете». Старица та утром пошла в соборную церковь и рассказала народу об увиденном. Народ поверил сновидице, зная её благочестивую жизнь.
Все с великой радостью устремились к столбу. Икона была глубоко врезана в столбе, а в монастыре по не давности открытия едва ли можно было отыскать лестницу надлежащей длины, да и до самого монастыря было не близко, поэтому один из пришедших начал ползком взбираться на крутизну горы. Схватившись левою рукой за столб, правою коснулся иконы, и икона тотчас сдвинулась со своего места, в коем с древних лет стояла неподвижно, и, он, взяв икону на руки. Снес её вниз без всякого затруднения. Несмотря на то, что с этой горы и без ноши человеку невозможно идти, а спускаться ползком (место обретения иконы было в тот момент незаселенным, так как хутор Дивногорский появился только в начале XX века. Вследствие этого столь долго икона могла оставаться забытой).
После совершения молебна перед иконой и крестного хода по улицам города, холера в Коротояке прекратилась. Образ прославился многочисленными исцелениями и получил название в народе Исцелийского. Он стал одной из главных святынь Дивногорского монастыря.
В 1924 году монастырь закрыли, уничтожили иконы, богатейшую библиотеку, утварь, разрушили надвратную колокольню. На месте монастыря организовали дом отдыха. Монахов расстреляли.
После упразднения монастыря, принадлежавшие ему ранее пещеры, стали приходить в упадок и разрушаться. Большой урон наносили посетители. В церкви Больших Див появились трещины, меловые глыбы могли сорваться на железную дорогу. В плохом состоянии находились пещеры Малых Дивах, нуждалась в охране и уникальная природа Дивногорья.
Для восстановления и сохранения наследия Дивногорья в 1988 году учреждён филиал Воронежского краеведческого музея, преобразованный в 1991 году в Государственный природный архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье».
Первое богослужение состоялось 28 августа 1991 года в пещерной церкви Больших Див, где в 1831 году была чудесно обретена Сицилийская икона Божией Матери.
В 1997 году монастырь возвращён Воронежской епархии. Первым был передан разрушенный Успенский храм. Алтарная часть, уничтожена в 1951-1952 годах, полностью отсутствовала. Вскоре начались богослужения, а затем — большие восстановительные работы. В 2003 году на куполе храма установлен крест. Обустроено хозяйство монастыря: подведены вода и газ, возделывается земля, есть пасека, коровы. С 2004 года в селении Масловка существует подворье монастыря.

Назад на список встреч

С вами путешествовала Елена Крылова