Hosted by uCoz
Клуб "Тамбовская вышивка"

 

Главная страница
История клуба
Акции клуба
Клуб в лицах
Галерея работ
Встречи клуба
Мастер-классы
Стихи и проза
Магазины
Конкурсы
ЧаВо
Гостевая книга
  Клуб "Тамбовская вышивка" образовался 11 мая 2008 года. В доме культуры "Знамя труда" города Тамбова представилась возможность делать встречи рукодельниц теплыми и доброжелательными. Но не только в доме культуры можно организовать встречу. Вот еще фрагменты наших встреч:

Встреча клуба (26.02.11) «Посещение Боголюбского Собора в Мичуринске».
Боголюбская (древнее название Боголюбивая) икона Божией Матери – одна из первых написанных на Руси икон. Одна из немногих, сохранившихся в подлиннике до нашего времени от дней глубокой старины. Написана она в древнем греческом иконописном стиле. В настоящее время подлинник этой иконы находится в городе Владимире в Свято-Успенском женском монастыре. (В Боголюбской же обители, в большом соборе у правой колонны, стоит одна из чудотворных копий Боголюбивой иконы, написанная в конце XIX века.)
В 1155 году святой благоверный великий князь суздальский Андрей Юрьевич (Георгиевич) Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород (в окрестностях Киева, раздираемого в то время княжескими междоусобицами и народными волнениями, страдающего от нападений половцев) и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю. Там, на русском Севере, его трудами было заложено основание Святой Руси – будущего Православного Московского царства.
Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, нареченная впоследствии Владимирской и ставшая покровительницей всей Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Святой князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Ее чудотворной иконой, потом молился уединенно в шатре. Ночью, во время усердной молитвы ему явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Ее Рождества. Помолившись явившемуся Сыну Своему о месте сем и о всей Российской земле, Она сделалась невидимой.
Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Божией Матери, изобразив Пречистую Деву такою, как Она явилась ему, и на сем месте богоугодном, полюбившемся Небесной Владычице построить белокаменную церковь Рождества Богородицы и основать монастырь, названный вместе с возникшим рядом городом Боголюбивым. На иконе Богоматерь изображена стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держит хартию с Ее молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших святому князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской Ее иконы), святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою. Празднование Боголюбской иконе было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 18 июня по ст. ст.. В течение веков – вплоть до закрытия Боголюбской обители в 1923 году, икона находилась в монастыре и от нее совершались многочисленные чудотворения.
Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237–1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году Боголюбивая икона Божией Матери вместе с Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы, «Матерь градов русских» Пречистая Богородица явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, и татары в страхе бежали – Русь была спасена.
После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители. Сохранилась память о том, что в 1432 году великий князь Московский Василий Васильевич Темный (1425–1462) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый царь Феодор Алексеевич Романов (1676–1682) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году приложил к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.
Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры. В 1771 году город Владимир постигло страшное бедствие – эпидемия моровой язвы – чумы, (в то время Россия вела войну с Турцией и через войска эпидемия с юга быстро распространилась по всей России). Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях – так прошел весь сентябрь 1771 года. Оставалась надежда лишь на помощь Божию – народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню – Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода. Но городское начальство некоторое время сомневалось, запуганное уверениями лекаря-протестанта в том, что якобы при стечении большого количества народа эпидемия усилится. И все же власти уступили – 22 октября икона была внесена во Владимир, совершены всенародные молебствия и из числа 200 заболевших умерли лишь трое, остальные получили исцеление, а в ноябре чума и вовсе прекратилась. Лекарь-немец восклицал: «Боже мой, это чудо!».
Тогда же жителями города Владимира было составлено через духовную консисторию ходатайство Екатерине II о дозволении проведения ежегодных крестных ходов с Боголюбской иконой Божией Матери. Высочайшее разрешение было получено в 1772 году, и с тех пор установилась во Владимире эта благочестивая традиция. Крестный ход совершался следующим образом.
Накануне 20 мая ст.ст. (2 июня нов. ст.) в Боголюбском монастыре совершал всенощное богослужение викарный архиерей, наутро он же служил там литургию и молебен и около четырех часов дня Боголюбскую икону вместе с древней иконой Покрова Пресвятой Богородицы торжественным шествием уносили в село Доброе, (расположенное на пути ко Владимиру) в Константино-Еленинский храм. Там также совершалось всенощное бдение, служилась ранняя литургия, и после молебна крестный ход продолжал торжественное шествие во Владимир. К двум иконам Божией Матери присоединялась еще храмовая икона святых равноапостольных царей Константина и Елены. Тем временем из Успенского собора выходил другой крестный ход, шедший навстречу первому. Сретение (встреча) происходила возле Сергиевской церкви, там совершался молебен с акафистом, и шествие направлялось в Успенский собор. На соборной площади, окаймленной шпалерами войск, под звон колоколов, звуки военного оркестра и пение хоров крестный ход встречал епархиальный архиерей. После совершения краткой литии и окропления молящихся святой водой икону вносили в собор, где и совершалась поздняя литургия.
Стечение народа в этот день было огромным – в крестном ходе участвовало до 18 тысяч человек. Уже за несколько дней до праздника все городские гостиницы были переполнены приезжими. В день совершения крестного хода не работали никакие гражданские и учебные заведения, закрывались присутственные места и частные магазины – весь город жил единым порывом – достойно встретить Божию Матерь в Ее чудотворной Боголюбской иконе. Можно только представить все благолепие этого шествия: впереди шел ключарь собора в стихаре, за ним – псаломщики также в стихарях и хоругвеносцы в особых шитых кафтанах, которые несли два фонаря, два креста и сорок хоругвей, вслед за ними простой народ нес чудотворные иконы, затем попарно шли архиерейские певчие, за ними – священнослужители и архиерей. Все городские власти и именитые сановники также принимали участие в крестном ходе, идя вслед за духовенством. Далее бесчисленной толпой следовал простой народ. В течение целого месяца Боголюбская икона пребывала в городе – ее носили во все приходские храмы, а также по частным домам для совершения молебнов. За три воскресных дня обходили по частям весь Владимир крестным ходом. А накануне 18 июня ст.ст. (1 июля нов. ст.) – дня памяти Боголюбской иконы – ее возвращали в обитель.
В настоящее время эта традиция возрождена с 1995 года. Ежегодно 1 июля (ст.ст. 18 июня) из г. Владимира в Боголюбский монастырь совершается крестный ход с Боголюбской иконой Божией Матери. Возрождается также и традиция изнесения Боголюбской иконы во град Владимир – первый такой крестный ход был совершен 5 июня 2001 года.
Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа. Прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, и исцелениями прославились Угличский в 1654 году, Московский, Тульский, Козловский и Елатемский в 1771 году, Зимаровский и Юрьевский в 1771 и 1848 годах, Усманский в 1831 году, Тарусский в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.
Предстательством и заступничеством Пресвятыя Богородицы да спасет Господь и помилует землю Русскую и народ Православный.
В середине XIX века в городе Козлове Тамбовской губернии возникла эпидемия холеры. В числе мер, которые предприняли жители города для борьбы с заболеваний был крестный ход, во время которого верующие несколько раз обошли весь город с Боголюбской иконой Божией Матери. Когда через несколько дней эпидемия пошла на убыль, 3 ноября 1847 года был отслужен благодарственный молебен и начат сбор пожертвований на строительство церкви, которая должна была стать памятником этому чудесному исцелению.
Строительство церкви началось в августа 1848 года и заняло 24 года. Первым подрядчиком строительства был Зиновий Парфентьев. Для проекта здания были использованы наработки школы Константина Тона, занимавшейся в то время строительством Храма Христа Спасителя. Другое подобное здание — Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка в Санкт-Петербурге, до настоящего времени не сохранился. В 1853 году году было начато сооружение купола. Значительная часть денежных средств на постройку была пожертвована козловским купцом Герасимом Вороновым. Тем не менее в течение ряда лет здание оставалось недостроенным. В том числе этому способствовал пожар, уничтоживший более половины зданий в городе. Только в январе 1873 года городская управа приняла решение о завершении строительства здания. В том же году сооружение церкви наконец было завершено.
В «Тамбовских епархиальных ведомостях» за 1873 год здание описывается следующим образом:
«При взгляде на него среди небольших строений провинциального города, окружающих его, он поражает громадностью своих размеров… Храм необыкновенно вместителен. Если справедливо, что во Введенской церкви в Петербурге помещается свободно полк солдат в 4000 человек с ранцами так, что между рядами их свободный проход, то в Боголюбском соборе в Козлове может поместиться 5 тысяч человек, кроме того, на хорах, устроенных с трёх сторон, может поместиться более тысячи человек… В храме замечательно устройство вентиляции: четверти часа достаточно для освежения воздуха».
Здание выполнено в византийско-русском стиле, в основе которого куб размером 43 х 43 х 43 метра. Главный купол имеет диаметр 16 метров и высоту 21 метр. Таким образом, общая высота здания 64 метра. Вокруг главного находятся четыре купола меньших размеров. Убранство храма достойно большого внимания.

Назад на список встреч

С вами путешествовала Нелли Сергеева