Hosted by uCoz
Клуб "Тамбовская вышивка"

 

Главная страница
История клуба
Акции клуба
Клуб в лицах
Галерея работ
Встречи клуба
Мастер-классы
Стихи и проза
Магазины
Конкурсы
ЧаВо
Гостевая книга
  Клуб "Тамбовская вышивка" образовался 11 мая 2008 года. В доме культуры "Знамя труда" города Тамбова представилась возможность делать встречи рукодельниц теплыми и доброжелательными. Но не только в доме культуры можно организовать встречу. Вот еще фрагменты наших встреч:

Встреча клуба (27.09.11) «Храм Василия Блаженного в Москве».
Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: «Да будет едино стадо и один пастырь», часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань. Тогда, по-видимому, Иван Грозный и принял решение построить храм в честь победы над Казанью. Город был взят в 1552 году, а в 1554 - заложена эта великая святыня близ Фроловских (Спасских) ворот на месте деревянной церкви Св. Троицы над Кремлевским рвом. Так как покорение Казани свершилось 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, то и новый собор в честь этого дня был назван Покровским. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Освящал храм митрополит Макарий 29 июля 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых. Каждый новый правитель добавлял храму какую-то деталь, что и сделало его столь неповторимым. Однако официально строительство храма было окончено 29 июня 1561 года.
До сих пор до конца неизвестно, кто же построил храм. Согласно легенде архитекторами были русские зодчие Барма и Постник, хотя некоторые историки склонны считать, что это был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Отчасти свою популярность храм приобрел благодаря легенде, известной любому школьнику. Когда зодчий представил макет собора Ивану Грозному, тот был восхищен красотой здания, он спросил мастера: может ли он построить другой, подобный, или ещё более прекрасный храм? «Могу»', - ответил архитектор. «Ты лжешь!» - вскричал Иван Грозный и велел ослепить его, чтобы Храм Василия Блаженного остался единственным в Русском царстве.
Историки утверждают, что в опровержение этой легенды может служить то, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.
Существует много легенд о Покровском соборе. Согласно одной из них, храм является неточной копией мечети Кул-Шарифа в Казани. Когда армия Ивана Грозного штурмовала город, царь был рассержен сопротивлением жителей, он велел снести красивую мечеть тут же после удачного штурма. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Историки не могут до конца отрицать эту легенду, ведь предположительно зодчий одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены Кремля.
Исследователи архитектуры Покровского собора не раз подчеркивали, что это был не просто обетный храм (то есть построенный по данному обету), а его замысел не исчерпывался благодарением за казанскую победу.
Собор должен был стать храмом прославления победы Московской Руси, он должен был увековечить память о погибших «за други своя» под стенами Казани, и, наконец, собор знаменовал собой одновременно высшую награду «в царствии небесном», которую должны были получить, по учению церкви, убитые, и воплощал представление о Москве как о «новом Иерусалиме» (мировом центре, несущем спасение православному миру). То есть Покровский собор, с одной стороны, осмыслялся как символ небесного града - Горнего Иерусалима, который был воплощен в нем через образы жизнерадостной, праздничной, «райской» архитектуры, а с другой стороны, как образ земного Иерусалима, соединявшегося с образом и реалиями Храма Гроба Господня. Именно Иерусалимом называют собор иностранцы, посетившие в 16 в. Московию и оставившие записки о своих путешествиях.
Первоначально Покровский собор был несколько иным, чем мы видим его сейчас. Первой построили деревянную модель, а потом «перевели» ее в камень. Эта особенность отразилась и на архитектуре храма, которая напоминает ярусными башнями, шатрами и переходами северные деревянные церковки в карельской, архангельской, вологодской и костромской сторонах.
Ни один купол в этом соборе не повторяет другой. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом - по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Приделы соединены друг с другом системой переходов.
Каждая церковь получила освящение в связи с церковными праздниками, на дни которых приходились важные события Казанского похода. Центральный столпообразный храм, увенчанный шатром, назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Восемь храмов-приделов, окружающих центральный столп, были освящены в честь Св. Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, свв. Киприана и Устиньи, Трех патриархов Александрийских, святителя Григория Армянского, преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского.
Свой теперешний разноцветный вид храм обрел во второй половине XVIII века при Екатерине II. Тогда его реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную окраску и стал настоящим чудом. Храм славен своими подземными ходами. Масштабное обследование храма произвели в 1924 году Д. П. Суховов и И. Я. Стеллецкий. Под приделом Иоанна Милостивого они обнаружили замурованную комнату, в полу которой виднелась глубокая яма (вскоре засыпанная). Окна-бойницы найденной комнаты были заложены кирпичом. «В нижнем ярусе церкви вместо обычных окон - амбразуры, как со стороны реки, так и со стороны Красной площади [...]. В лабиринте подвалов собора к амбразурам такие же подступы, как и для пушек в башнях Китай-города и любого из монастырей»,- писал И. Я. Стеллецкий.
Открытие это навело Стеллецкого на мысль о том, что в XVI веке нижняя часть собора Василия Блаженного была предназначена для ведения боя. Десятая церковь - храм святого Василия - была пристроена в 1588 году. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название - собор Василия Блаженного.
Согласно легенде Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.
Василий родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, повествует житие, Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые прослужили бы несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось. Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, который совершал 72 года, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.
С именем Василия Блаженного связано много легенд, историй и чудес. Например, однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл «мертвого» своею шубой, но, видя обман, сказал при этом: «буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Обманщик действительно умер. Говорят, что Блаженный летом 1547 г. пришел в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне Воздвиженка) и пред церковью долго молился со слезами. Так он предвозвестил страшный московский пожар, который начался на следующий день именно с Воздвиженского монастыря. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Василий скончался 2 августа 1552 года.
Царь сам с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, там, где впоследствии построили Покровский собор.
С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал царь.
Мощи Василия Блаженного - не единственная ценность храма. Специально для него в XVIII в. были написаны три уникальные фасадные иконы, по сей день хранящиеся в соборе: «Знамение со святыми на полях», ее реплика и «Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными».
Икона «Знамение со святыми на полях» на восточной стороне церкви Троицы - самая ранняя, первой четверти XVIII в. По словам старосты собора В.Л.Белянкина, «изустное предание говорит, что эта икона была написана особенным искусством по сырой извести вместо масляных - составленных водою красок». У этой иконы есть предполагаемый автор - иконописец Тимофей Архипов, похороненный в 1737 г. у стен церкви Чуда Михаила Архангела собора московского Чудова монастыря.
Икона сразу стала почитаемой, а позднее считалась чудотворной. Это послужило причиной появления реплики с нее на деревянной основе, выполненной в 80-х гг. XVIII в. Отличаются иконы составом святых на полях. Икона поражает своими размерами - 2,84 х 2,84 м. Третья икона - «Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными» - имеет столь же большие размеры (2,6 х 3,8 м) и находится на южной стене колокольни Покровского собора.
Появление богородичных икон «Знамение» и «Покров» на стенах собора закономерно. Сюжеты Покрова и Знамения Богоматери несут в себе одну и ту же символическую нагрузку - заступничество Богоматери перед лицом врага, а также утверждение покровительства Богоматери православному народу.
Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов - потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.
Необыкновенной красоты храм неоднократно пытались снести, но всякий раз храм чудом оставался стоять на месте. В 1812 г. Наполеон, покидая разоренную столицу России, приказал взорвать Покровский собор вместе с Кремлем. Однако в спешке французы не успели сделать необходимое количество подкопов, и Кремль был подорван только в пяти местах - храмы остались невредимыми. Что же касается Покровского собора, то он не пострадал, так как дождь погасил зажженные фитили. После революции Покровский собор еще один раз чудесно спасен. Его последний настоятель, протоиерей Иоанн Восторгов, особо ненавидимый большевиками, был расстрелян в 1919 г., а в 1929 г. храм был окончательно закрыт, колокола отданы в переплавку. В тридцатые годы Лазарь Каганович, преуспевший в разрушении храма Христа Спасителя, Казанского собора Кремля и других храмов Москвы, предложил снести и Покровский собор, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций.
В народе существует предание, что он изготовил макет Красной площади со съемным Покровским собором и принес его Сталину. Доказывая, что храм мешает машинам и демонстрациям, он неожиданно для вождя сорвал храм с площади. Ошарашенный Сталин якобы произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место»! Известный реставратор П. Д. Барановский посылал телеграммы Сталину с призывом спасти храм. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Правда, впоследствии Барановский получил немалый срок.
Храм стоит и остается истинным символом Москвы и России. «Известный всему свету этот памятник, - говорит историк И. Е. Забелин, - по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка. Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества» («Черты самобытности в древнерусском зодчестве»).

Назад на список встреч

С вами путешествовала Галина Блудова